2XH.RU Юридические дисциплины Административное право Федеральные службы. Правовое положение, руководство, структура, компетенция.
Федеральные службы. Правовое положение, руководство, структура, компетенция.

Федеральные службы делятся с точки зрения подведомственности на 

  • подведомственные Президенту (например: ФСБ, Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России), ФСИН, и др.) 
  • подведомственные Правительству (например: ФАС России, ФТС, ФСТ и др.)
  • подведомственные Министерству (например: Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) подведомственна Министерству здравоохранения)
 
 Руководители служб назначаются президентом или правительством в зависимости от подведомственности, заместители – тем органом, которым подведомственна служба. В системе органов, подведомственных президенту, заместители назначаются президентом вне зависимости от того, к какому органу относится служба (напрямую или нет относятся к Президенту).  
По функциональному назначению федеральные службы делятся на:
- контрольно-надзорные (ФНС)
- правоохранительные (в области обороны и безопасности)
- сочетающие первую и вторую функции. 
 Функции федеральных служб:
 1. контроль и надзор – включает в себя:
a. проведение проверок предприятий, учреждений и организаций, находящихся в функциональной подчиненности от службы
b. лицензионно-разрешительная деятельность – выдача разрешений и лицензий
c. ведение учетных систем – реестров, регистров и кадастров.
d. регистрация, а также аттестация, сертификация, подтверждение соответствия
e. издание иных индивидуальных актов
2. обеспечение общественного порядка, государственной и общественной безопасности
a. выявление и пресечение правонарушений, причем в широком смысле – и административных, и налоговых, и уголовных
b. привлечение виновных лиц к соответствующим видам публично-правовой ответственности: административной, налоговой, финансовой
c. применение иных мер принуждения, не связанных с совершением правонарушения, как правило в целях обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ограничительные мероприятия в рамках эпидемии, эпизоотии)
d. охрана объектов и территорий – как должностные лица, так и приграничная полоса, или территории ЗАТО. 
3. оказание государственных услуг и осуществление нормативного регулирования, если соответствующие полномочия прямо закреплены за ними в положении о соотв.федеральной службе. 
Службы, которые напрямую подведомственны правительству или президенту, как правило, наделяются полномочиями по нормативно-правовому регулированию. 
С точки зрения структуры в службах, как правило, нет департаментов. Наиболее крупные структурные подразделения по основным направлениям деятельности именуются управлениями, которые делятся на отделы. 
В систему ведомства, возглавляемого федеральную службой, входят территориальные органы. На уровне субъектов – главные управления или управления. 
Полномочия руководителя федеральной службы – примерно равны полномочиям федерального министра. Только там где дает указания подведомственным службам – дает указание подведомственным территориальным органам.

смотрите также: Система органов исполнительной власти в РФ (административное право).
смотрите также: Понятие и признаки исполнительной власти в России.
смотрите также: Органы исполнительной власти в Российской федерации.
смотрите также: Правовой статус органов исполнительной власти.
смотрите также: Правительство РФ: понятие, состав и структура.
смотрите также: Компетенция Правительства РФ.
смотрите также: Система федеральных органов исполнительной власти в РФ.
смотрите также: Система органов исполнительной власти субъектов РФ.
с
мотрите также: Федеральные министерства.