2XH.RU Юридические дисциплины Административное право Предмет административно-правового регулирования.
Предмет административно-правового регулирования.

Предмет административно-правового регулирования – это.

Предмет административно-правового регулирования - это группа общественных отношений, которая в таком регулировании нуждается. Это совокупность общественных отношений, возникающих при осуществлении властной деятельности государственной и муниципальной администрации и административного судопроизводства. (Бахрах). Для определения предмета недостаточно только наличия органа исполнительной власти, нужно понимать еще и его место, с помощью каких механизмов он действует.

Можно разбить предмет административно-правового регулирования на группы административно-правовых отношений. Всего их 5.

Группы административно-правовых отношений:

1) Государственно-управленческие отношения (внутри аппаратные).

Особенность: возникают внутри системы публичной администрации; 
субъекты: орган-орган, орган - должностное лицо; должностное лицо – должностное лицо; 
Связаны с организационной подчиненностью (более жесткая) или подведомственностью (существуют определенные полномочия) или с вертикально-властной координацией (нет подчинения); 
Цель этих отношений: обеспечение надлежащего функционирования государственного аппарата; отношения регулируются практически на 100% подзаконными нормативными актами, которые государственная администрация создает сама для себя; не все отношения обеспечиваются судебной защитой.
Виды государственно-управленческих отношений: 
1. Структурно-компетенционные отношения – отношения, связанные с формированием органов ИВ, наделением, распределением, лишением их каких-то полномочий;
2. внутри аппаратные, делопроизводственные отношения – отношения, регулирующие порядок взаимодействия государственных служащих и структурных подразделений между собой для исполнения какой-то государственной функции;
3. государственно-служебные отношения- отношения, связанные с поступлением на государственную службу, прохождением, увольнением;
4. отношения по управлению публичной собственностью (за исключением отношений, урегулированных гражданским, бюджетным и налоговым правом), складываются между государственными органами и подведомственными им предприятиями и учреждениями;
5. межведомственные координационные отношения возникают между 2 или более не соподчиненными органами по поводу их совместной исполнительной деятельности.

2) Административно-процедурные отношения.

Особенности административно-процедурных отношений как элемента предмета административно-правового регулирования: 
Возникают между представителями публичной администрации с одной стороны и гражданами и организациями – с другой; 
Невластные субъекты вступают в эти отношения в целях реализации своих прав и связанных с этим обязанностей (например, получение лицензии на огнестрельное оружие); 
Отношения возникают по инициативе невластной стороны; 
В ходе этих отношений публичная администрация проверяет соблюдение невластными субъектами условий вступления в эти отношения, основания и порядок реализации права и при положительном решении издает индивидуальный правовой акт; 
В ходе этих отношений реализуются функциональные полномочия исполнительной власти (невластный субъект непосредственно не подчинен публичной администрации, и публичная администрация может только осуществлять контроль в рамках одной какой-то функции); 
Для невластного субъекта возможен односторонний отказ или выход из этих отношений; 
Данные отношения обеспечены полной судебной защитой; 
Урегулированы законодательством отчасти.
Виды административно-процедурных отношений:
1. По приданию или признанию за властным субъектом специального статуса;
2. отношения по выдаче специальных разрешений (лицензирование, аттестация, аккредитация и тд.);
3. рассмотрение обращений граждан в ОГВ или ОМС.

3) Контрольно-надзорные отношения

Особенности: 
В них также участвуют властные и невластные субъекты, но публичная администрация представлена специализированным видом органов, который, как правило, именуется «службы» и специализированным видом подразделений этих органов (инспекция); 
Цель отношений – обеспечение личной, государственной, общественной безопасности, выявление правонарушений и их пресечение; 
Отношения возникают, изменяются, прекращаются по инициативе публичной администрации; 
Регламентируются законодательными актами, но не полностью; 
Осуществляются в особой процессуальной форме; 
Снабжены полной судебной защитой, в рамках этой группы отношений возможно применение административного принуждения.

Виды контрольно-надзорных отношений:

1. Применение мер текущего контроля (периодические проверки, обследования, проверки документов);
2.  применение мер принуждения предупредительного характера, которые не связаны с правонарушением (карантин, эвакуация, ЧП);
3. отношения по охране предметов, объектов, территорий (охрана государственных границы, приграничных территорий, охрана высших должностных лиц государства);

4) Административно-деликтные отношения

 – отношения по привлечению к административной ответственности.
Особенности: помимо невластных и представителей публичной администрации появляются еще и суды; 
отношения возникают на основе охранительных норм КоАП  раздела 2;
отношения реализуются в особой процессуальной форме: административное производство, административное судопроизводство; 
властные и невластные субъекты выступают в качестве процессуальных оппонентов; отношения регулируются только законом.

5) Административно-юстиционные отношения

– защита граждан и организации от неправомерных действий публичной администрации.
Особенности: 
3 субъекта: орган публичной администрации, невластный субъект и суд; 
отношения возникают в связи с разрешением споров, вытекающих из деятельности публичной администрации; 
порядок разрешения споров регулируется ГПК, АПК.
Виды отношений:
1. обращение за защитой невластного субъекта;
2.  споры между двумя органами публичной администрации;
3. обращение в суд ОИВ, ищущего подтверждение правомерности собственных действий.