2XH.RU Юридические дисциплины Административное право Специальные административно-правовые режимы: понятие, виды и структура.
Специальные административно-правовые режимы: понятие, виды и структура.

Специальные административно-правовые режимы: понятие, виды и структура.

Правовой режим – предельно широкое понятие. По сути, совокупность, система норм права, которая регулирует отношения м/у людьми по поводу определенных объектов. Обратной стороной правового режима является правовой статус – совокупность прав и обязанностей отдельного субъекта. Правовой режим – система норм, регулирующая определенную деятельность разных субъектов по поводу того или иного объекта. Важны не субъективные права, а система регулирующего воздействия на общественные отношения. Значение – возможность посмотреть на всю схему регулирования, состоящую из блоков. 
Общий режим деятельности публичной администрации (общий адм-правовой режим) – система норм, регулирующая деятельность органов или долж.лиц публичной администрации при в/д с невластными субъектами или внутри системы публичной администрации, при реализации ПА своих функциональных обязанностей. 
Общий адм-правовой режим рассчитан на типичные социально-управленческие ситуации, на повседневную деятельность. 
Совокупность механизмов регулирования, обеспеч.управленч.воздействие в экстраординарных условиях – образует специальные адм-правовое режимы, которые могут применяться на опред. территориях, в отношении опред.объектов или в отношении опред.круга лиц. 
Специальные административно-правовые режимы (САПР)
Цель САПР: обеспечение безопасности при возникновении внешних или внутренних угроз.
Значение специального административно-правового режима:
1. обеспечение функционирования объектов, представляющих повышенную опасность или имеющих важное гос.значение. 
2.  определение порядка реализации прав и обязанностей, а также условий жизнедеятельности на территориях, где проводятся специальные природо-охранные, санитарные, противопожарные и иные мероприятия. 
3. обеспечение прав граждан и организаций в условиях чрезвычайных ситуаций или восстановления правопорядка. 
4. установление порядка пользования предметами, составляющими повышенную общественную опасность или содержащими сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну. 
И т.д.
Т.е. экстраординарные ситуации социального или природно-техногенного характера, или возникновение иных факторов, треб.режимного регулирования.
Нормативная основа специальных административно-правовых режимов: 
- ФЗ, т.к. САПР как правило предполагает определенное ограничение прав => д.б. ФЗ (ч.3 ст.55 Конституции). В ФЗ, которые закрепляют САПР, должен содержаться минимальный набор элементов такого режима: носитель режима, основания для введения, субъект, осуществляющий режимное управление.
- 2 способа закрепления САПР:
1) в НА, посвященных специально 1 конкретному виду режима (О ЧС, о ЗАТО, о гос.границе и т.д.)
2) закрепление как элемента кодифицированного акта. (Градостроит., УИК, Таможенный Кодекс). 
При этом САПРы неизбежно допускают возможность детализации норм закона подзаконными актами, при этом нужно стремиться к минимизации подзаконного регулирования САПРов. 
- Акты, конкретизирующие САПР на территории конкретного объекта. В отношении общефедеральных режимов – Правительство, в отношении объектов/процессов, имеющих отраслевую принадлежность – ФОИВ.
Признаки специальных административно-правовых режимов:
1. сфера их применения. Они устанавливаются в сфере деятельности ПА и связаны с выполнением ей организационно-управленческих функций. 
2. наличие предписания, образующего режимные правила, и состоящих из запрещающих и обязывающих админ.-прав. норм.
3. наличие субъектов публичной администрации – ОПА. 
4. административно-правовой метод воздействия, который применяется для регулирования отношений м/у властными и невластными субъектами. 
5. наличие мер дисциплинарной и административной ответственности за нарушение правил, установленных режимом. 
 
Режимные приемы (с помощью чего создается режим):
1. зонирование территорий, т.е. разграничение участка на отдельные территории в зависимости от применяемого на нем режима.
2. создание специальных постоянных/временных органов, наделенных компетенцией по поддержанию режимов. Характер этих органов может варьироваться в зависимости от такого, какой вводится режим. Если карантин по гриппу => гос-во ограничивается совещательными или координационными органами, не изымая полномочий из постоянно действующих органов. Если более жесткий режим – создаются др.органы.
3. закрепление специальных правил жизнедеятельности на территории. 
4. закрепление правового положения объекта-носителя режима. 
 
Виды специальных административно-правовых режимов:
В зависимости от подведомственности:
1. федеральные
2. региональные
3. местные 
Режим может быть и на всех уровнях одновременно (ЧС)
По объекту (в отношении чего устанавливается)
1. территориальные режимы. (Территория ЗАТО, карантин, ВП, ЧП)
2. объектные режимы. (Атомная энергетика, водохранилища, ИВС, паспортный режим)
3. режимы обращения с предметами, представляющими опасность или имеющими важное гос.значение (оружие, наркотические и психотропные вещества, яды, документы, содержащ.гос.тайну)
4. функцинально-деятельностные режимы, определяющие особый порядок функционирования органов, должностных лиц. (Противопожарный режим, эвакуационный режим, режим контртеррорестич.операции, таможенный режим). 
По основаниям введения:
1. ординарные. Существуют на постоянной основе и в большинстве случаев не предполагают издания конкретизирующих актов, т.е. регулирование только нормативное. 
2. экстраординарные. Вводятся в случае возникновения нестандартной ситуации.
Отличит.особенности:
- применение мер, ограничивающих конституционные права граждан и организаций
- введение доп.адм-правовых обязанностей и запретов
- предоставление доп.полномочий органам власти для поддержания режимов 
- введение форм особого управления территорией, выражающихся в формах перераспределения компетенции, приостановления деятельности отдельных органов.
Всегда устанавливается на определенный срок, который определяется: 
- вообще предельным сроком, после которого возникает нормативная обязанность проверить наличие оснований
- обязанность отменить режим после отпадения оснований.