2XH.RU Юридические дисциплины Административное право Индивидуальные акты государственной администрации. Понятие и признаки.
Индивидуальные акты государственной администрации. Понятие и признаки.

В этом ответе вам предлагается рассмотреть индивидуальные акты государственной/публичной администрации. Государственная администрация = органы государственной власти.

Индивидуальные акты – те акты, которые устанавливают, изменяют или отменяют права и обязанности конкретных лиц, т.е. рассчитаны на определенную управленческую ситуацию, выступают в виде юридического факта, влекут возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений. 
Среди них – регулятивные, оперативно-распорядительные, правоохранительные акты, юрисдикционные решения.
Единой теории индивидуальных актов в РФ нет. Нет единого понятия индивидуального (правоприменительного) акта. Общих требований, порядка издания и исполнения тоже нет. 
За рубежом – законы об административных процедурах. Как принимаются акты и что это вообще такое.  В РФ такого нет. 
Понятие и признаки индивидуального акта – в судебной практике. Основа – Постановление Президиума Верховного Суда от 10.02.2009 №2. С точки зрения оспаривания индивидуальный акт государственной администрации = решение органа государственной власти.
Признаки индивидуальных актов государственной администрации/акто органов государственной власти:
1. индивидуальный акт – управленческое решение. Т.е. индивидуальный правоприменительный акт всегда является результатом разрешения конкретной управленческой ситуации. Т.е. является итоговым решением по делу. Как правило, это разрешение дела по существу. Это отграничивает индивидуальные акты от промежуточных решений. Пример: протокол по делу об административном правонарушении – не индивидуальный правовой акт, т.к. по существу ничего не разрешает. Приостановление регистрации – тоже не индивидуальный правовой акт, это промежуточное решение. Когда «зарегистрировать» или «отказать в регистрации» - индивидуальный правовой акт, т.к. это правовой результат.  Обжаловать можно только итоговое решение, т.е. итоговый индивидуальный акт. => при подготовке индивидуального правоприменительного акта могут приниматься промежуточные решения, а могут не приниматься. Промежуточные решения, как правило, самостоятельному обжалованию не подлежат. Исключение – когда промежуточное решение делает невозможным/затрудняют принятие итогового решения (есть ДТП, протокол не составляют, никакие действия не осуществляются) => возможно самостоятельное обжалование. 
2. индивидуальный акт – юридически властное решение. При этом такое решение, как правило, является односторонним, мнение другой стороны не учитывается. 
3. индивидуальный акт должен касаться третьих лиц, лиц за пределами правового акта => внешнее действие. К внутренним актам применяются другие требования. 
4. индивидуальный акт должен быть мотивированным. Но не любой. Те акты, которые имеют негативное значение для человека (лишить, обязать устранить, затребовать документы) – должны быть мотивированными. Если влечет положительные последствия – мотивировка не требуется. Кроме случаев, когда могут быть затронуты права и свободы иного лица. Пример: конкурс на предоставление государственной помощи. 
5. индивидуальный акт должен быть целесообразным. Т.е. соответствовать по цели и духу тому нормативному акту, в соответствии с которым он принят. Пример: девушка-сирота обратилась в администрацию муниципального образования для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Ей сказали, что у неё такое помещение есть. Это помещение – непригодно для проживания, в руинированном состоянии. 
6. Индивидуальный акт должен быть определенным и конкретным. Т.е. круг затрагиваемых им субъектов должен быть четко определен. Круг субъектов индивид.акта м.б. определен неким признаком.  Акт не д.допускать двоякого толкования. 
7. Оформление индивидуального как документа. За рубежом – всегда письменный документ. Это отличие от простых административных действий. Верховный суд считает, что индивид.акты м.издаваться в устной форме. Пример: издание начальником в рамках военной службы приказа о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности (перед строем). На самом деле это решение фиксируется. + это внутриаппаратный акт. Отсутствие письменного документа не позволяет безусловно сказать, что индивидуального акта нет. 
Деление/классификация индивидуальных актов органов:
Для индивидуальных актов деление сводится к критерию выполняемой функции:
- юрисдикционные акты, т.е. акты, разрешающие спор. => разрешение административной жалобы на незаконные действия/решения; привлечение к ответственности: дисциплинарной или административной. Процедура издания предполагает относительную независимость субъекта, принимающего акт; наличие нескольких сторон, выступающих в качестве процессуальных оппонентов; возможность представлять доп.доказательства и более жесткие требования к оформлению решения. 
- индивидуальные акты, принимаемые в рамках контрольно-надзорных процедур, имеющие форму предписания. В большинстве случаев данные акты основываются на промежуточных документах, фиксирующих выявленное нарушение (как правило, акты проверки). 
- правореализационные акты, которые издаются в результате реализации гражданином своих прав и закрепляют приобретенный лицом спец.статус или право. 
- оперативно-исполнительные акты, принимаемые в рамках деятельности самой публичной администрации (индивид.внутриаппаратные акты). 
Деление актов и индивидуальных, и нормативных, по признаку юридического качества на:
- оспоримые
- ничтожные. 
Акт является оспоримым. Любой оспоримый акт является законным. Акты являются законными, пока не будет доказана их незаконность. 
О том, что акт является ничтожным могут свидетельствовать 2 критерия:
1. порок субъекта – когда субъект не обладает полномочиями на издание акта
2. порок формы – когда форма, очевидно, не соответствует требованиям, предъявляемым к соотв.виду акта. Пример: нормативный правовой акт не опубликован. 
Последствия признания актом противоречащим законодательству: он не подлежит применению с момента принятия решения.
При признании акта ничтожным – нет последствий с момента принятия акта. 
При оспаривании индивидуальных и нормативных актов действие индивидуального акта при оспаривании м.б. приостановлено, при этом в некот.случаях приостановление является обязательным (решение военного комиссариата о направлении на срочную военную службу); действие нормативных актов не приостанавливается. 
 

Смотрите также: Ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти.
Смотрите также: Акты Правительства РФ.
Смотрите также: Акты государственной администрации.
Смотрите также: Источники административного права.
Смотрите также: Основы административного права. Презентация.
Смотрите также: Место административного права в правовой системе РФ.
Смотрите также: Предмет административно-правового регулирования.
Смотрите также: Метод административно-правового регулирования.
Смотрите также: Источники административного права.