2XH.RU Юридические дисциплины Административное право Государственная должность. Понятие, аспекты, признаки. - Административное право.
Государственная должность. Понятие, аспекты, признаки. - Административное право.

Государственная служба всегда проходит на государственных должностях

Понятие государственной должности:

- это организационно-юридически обособленная часть государственного аппарата, в которой сосредоточены элементы компетенции государственного органа. Предназначение государственной должности: персонализация прав и обязанностей государственного органа. 
- элементарная и первичная часть любой государственной организации.
Существуют следующие аспекты государственной должности:
1. правовой – должность представляет собой совокупность прав и обязанностей, возлагаемых на лицо, замещающее эту должность, которые являются частью компетенции ГО.
ГД более стабильна, чем гос. служащий.
2. организационный – государственная должность представляет собой часть структуры государственного аппарата (как правило, органа), является первичной базовой ячейкой ГО. (например, департамент – отделы – должности)
3. средство управленческого воздействия – позволяет подчинить одно лицо другому.
Государственная служба отличается от других должностей (в предприятиях…) тем, что:
1. Существует в структуре ГО или строевого подразделения
2. Связана с реализацией государственно-властных полномочий
3. Финансируется из средств бюджетов  
4. Закрепляется в нормативных актах (от Конституции РФ до актов органов исполнительной власти субъектов РФ)
Все государственные должности делятся на 2 вида:
1. «Государственные должности РФ и государственные должности субъекта РФ» - установленные Конституцией РФ или Уставами (Конституциями субъектов РФ), предназначены для непосредственного осуществления полномочий государственных органов РФ или субъекта РФ («судебно-политические»).
Их деятельность не регулируется законодательством о государственной службе. К лицам, замещающим государственные должности РФ: (не государственные служащие)
Президент, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации
члены Центральной избирательной комиссии
аудиторы Счётной палаты
федеральные судьи 
федеральные министры
Уполномоченные по правам человека
- перечень утв. Указом от 11.01.95 г. «О государственных должностях РФ»
Полномочия органа осуществляет должное лицо (районный судья), по идее, аппарат не нужен, создаётся для удобства.
2. Государственные должности государственной службы (должности государственной службы)
1) должности федеральной государственной гражданской службы (ФГГС), 
2) государственной гражданской службы субъектов (ГГСС)
3) воинские должности
4) должности правоохранительной службы
ст. 9 ФЗ «О системе гос. службы в РФ» регламентирует создание единого реестра должностей ФГС. Он должен состоять из 3х частей:
1) для федеральной государственной гражданской службы – единственный реестр, который существует реально, утвержден Указом Президента от 31.12.05 «Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы».
2) для военной службы
3) для правоохранительной 
В субъектах также имеется реестр должностей государственной гражданской службы.
Признаки должностей государственной службы :
1. должность – это низовая элементарная часть в структуре государственного органа (в отличие от Государственной Думы РФ и субъекта – составляют орган – Правительство, центральный элемент - министр в министерстве)
2. представляет совокупность прав и обязанностей (должен быть принят Должностной регламент – акт, который утверждается руководителем органа, содержит исчерпывающее описание всех полномочий, закрепляемых за соответствующей должностью, мер ответственности и контроля, которые могут быть применены к лицам, замещающим соответствующую должность).
3. должность учреждается гос органом (смотри Указ Президента «О реестре должностей ГГС» - он закрепляет только типовые виды должностей, например – «начальник отдела в ТО ФС». Количество должностей закрепляет руководитель органа, но не может создать такие должности, которые предусмотрены в Указе).
4. Государственная должность предназначена для осуществления функций государственного – лица должны быть гос. служащими, а не работниками.
5. замещается одним лицом на основе правоприменительного акта (приказ о приёме на службу). На 1 государственную должность – 1 государственный служащий.
6. имеет определённое название и должна быть включена в структуру должностей, предусмотренную соотв. Реестром – федеральным либо субъектов.
7. финансируется из государственного бюджета.
Количество должностей в ГО определяется исходя из утверждаемой штатной численности, определяется в штатном расписании, которое, в свою очередь, утверждаетсяся руководителем Органа.
Физическое лицо, замещающее государственную должность, мы можем именовать должностным лицом.
Признаки должностного лица: 
1. возможность самостоятельно принимать юридически значимые решения, начиная от принятия нормативного акта до вынесения предписания физическому, юридическому лицу.
2. наличие организационно-распорядительных полномочий: распределяются обязанности между замами, подчинёнными, исполняются поручения руководителя.
3. есть возможность наличия полномочий по применению мер принуждения: по привлечению к ответственности (составление протоколов), по применению непосредственного, в т. ч. физического принуждения. Лица, не замещающие государственные должности, не имеют права этого делать (кондуктор МП Транспорта должен пригласить представителя милиции общественной безопасности).
 
Должностьнизовой элемент структуры органа или организации, наделенной компетенцией в объеме, предназначенном для реализации одним лицом.