Ведомственные акты (административные акты) |
Понятие ведомственного акта: Признаки ведомственных (административных) актов:
Субъект, уполномоченный на издание административного акта:
1. Это не субъект законодательной власти
2. Это не субъекты, осуществляющие судебно-следственную деятельность в рамках УПК, ГПК, АПК;
3. Органы ИВ и исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления (если они не подпадают под п.2), а также предприятия и учреждения, которые наделены властными полномочиями в сфере публичного управления.
4. Президент может издавать и административные и конституционные акты;
5. Иные органы могут издавать административные акты, если они не имеют конституционно-правовой или иной отраслевой принадлежности.
Порядок принятия административных актов:
– Коллегиальное обсуждение;
– Не так важен порядок принятия, как для судебно-следственных актов УПК.
Нормативные и индивидуальные акты принимаются в разном порядке.
Форма АГА зависит от:
Виды ведомственных (административных) актов:
По юридическому содержанию: Нормативные, индивидуальные, смешанные, общие.
По территории действия: РФ, территория нескольких субъектов РФ; Субъект РФ; Часть территории субъекта; Внутриорганизационные локальные
По действию во времени: бессрочные, срочные, временные
По порядку принятия: единоличные; коллегиальные; совместные; в порядке согласования.
По форме выражения: словесные, графические.
По кругу адресатов: внутриаппаратные, внешнеаппаратные.
По форме акта: Указ, Постановление, Распоряжение, Приказ, Положение, Правила, Инструкция
По признаку юридического качества: оспоримые, ничтожные. (Презумпция оспоримости: АА считаются законными, пока их незаконность не доказана в установленном законом порядке). Презумпция не распространяется на 2 случая:
1. Порок субъекта, когда субъект очевидно не имеет права на его издание;
2. Порок формы, когда форма акта очевидно не соответствует предъявляемым к ней требованиям
Индивидуальные административные акты
Признаки индивидуальных административных актов:
Требования к индивидуальному акту:
Индивидуальный акт может быть изменен отменен или приостановлен:
Если в отношении порядка издания акта отсутствует специальное регулирование вопросов его изменения или отмены, то применяться могут все варианты изменения или отмены индивидуального акта.
В отношении благоприятных для граждан и организаций актов, возможность их отмены по инициативе органа должна ограничиваться (и как правило ограничивается)
Нормативный акт – акт, изданный его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом и содержащий правовые нормы (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
(Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»)
Признаки нормативного акта:
– Некоторые акты являются смешанными, но если есть хотя бы одна норма, то он в целом нормативный
– Полное воспроизведение норм вышестоящего акта не создает нормативный акт
– Индивидуальные акты могут распространяться на неопределенный круг лиц
– Акт, вносящий изменения в нормативный акт – нормативный акт.
– Принятие решения о подготовке акта;
– Подготовка проекта (сбор и анализ информации о действующих и действовавших НПА, судебной и административной практике)
– Написание текста НПА;
– Экспертизы проекта (обязательные и факультативные)
– Стадия государственной регистрации (факультативная)
– Официальное опубликование.
Разработка подзаконного нормативного акта требует прямого указания на наличие соответствующего полномочия в вышестоящем нормативном акте и (или) положении об органе
Акту должна быть придана форма, соответствующая статусу органа (постановление, приказ, распоряжение, правила, инструкция, положение).
– Акты, изданные в ином виде (например, директивы, письма, телеграммы, указания и др.), не могут быть нормативными.
– Данное требование не распространяется на наименование приложений, которые могут иметь иную форму
Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты (кроме локальных).
Подготовка проекта нормативного осуществляется одним или несколькими структурными подразделениями ФОИВ с учетом их функций и компетенции + всегда участвует юридическая служба.
Акты могут готовиться совместно несколькими органами или подлежать согласованию.
Нормы права как правило включаются в приложения, которые являются составной частью нормативного акта.
Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют.
Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.
Значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на главы (для административных регламентов - Разделы), которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.
Таблицы, графики, карты, схемы, бланки документов должны оформляться в виде приложений. Формулы могут включаться в текст акта или выноситься в приложения в зависимости от направленности регулирования.
Подготовленный проект нормативного правового акта до его подписания (утверждения) должен быть проверен:
– на соответствие законодательству Российской Федерации
– На наличие коррупциогенных факторов
– русского языка
– Проекты актов подлежат размещению на официальном сайте для проведения независимых экспертиз:
– Нормативные правовые акты подписываются (утверждаются) руководителем федерального органа исполнительной власти или лицом, исполняющим его обязанности.
Подписанный нормативный правовой акт должен иметь следующие реквизиты:
– содержащие правовые нормы, затрагивающие гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, гарантии их осуществления, закрепленные в КРФ и иных законодательных актах РФ, механизм реализации прав, свобод и обязанностей;
– устанавливающие правовой статус организаций
– имеющие межведомственный характер
Государственная регистрация нормативного правового акта включает в себя:
– Юридическую и антикоррупционную экспертизы;
– принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта;
– присвоение регистрационного номера;
– занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
При выявлении замечаний акт возвращается в орган для их устранения. Орган в течение 10 дней издает приказ об отмене акта.
Сроки официального опубликования:
– Для актов Президента РФ и Правительства РФ – 10 дней с момента их подписания
– Для актов ФОИВ – 10 дней со дня регистрации в Министерстве юстиции
Источниками официального опубликования являются:
– Для актов Президента и Правительства РФ - «Российская газета», Собрании законодательства Российской Федерации.
– Для актов ФОИВ – «Российская газета» Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти
Нормативные акты вступают в силу:
– Акты Президента и Правительства – по истечении 7 дней после официального опубликования
– Акты ФОИВ – по истечении 10 дней после официального опубликования
Смотрите также: Акты Правительства РФ.
|