2XH.RU Юридические дисциплины Административное право Ведомственные акты (административные акты)
Ведомственные акты (административные акты)

Понятие ведомственного акта:
Ведомственны (административный) акт - это нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, изданный на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федерального органа исполнительной власти в пределах его компетенции.

Признаки ведомственных (административных) актов:

  • Управленческое решение, облеченное в форму, установленную законодательством и влекущее правовые последствия;
  • Принимается уполномоченным лицом, наделенным властными полномочиями в пределах его компетенции;
  • Форма выражения властного волеизъявления;
  • Принимается в одностороннем порядке;
  • Производен (принимается на основании требований вышестоящего акта)
  • Подзаконен;Обязателен для исполнения (обеспечен мерами принуждения);
  • Письменный официальный документ;
  • Издается в определенном порядке (процедуре), является результатом процедуры и фиксирует её результат;
  • Может быть обжалован в административном или судебном порядке или опротестован прокурором.
Субъект, уполномоченный на издание административного акта:
1. Это не субъект законодательной власти
2. Это не субъекты, осуществляющие судебно-следственную деятельность в рамках УПК, ГПК, АПК;
3. Органы ИВ и исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления (если они не подпадают под п.2), а также предприятия и учреждения, которые наделены властными полномочиями в сфере публичного управления.
4. Президент может издавать и административные и конституционные акты;
5. Иные органы могут издавать административные акты, если они не имеют конституционно-правовой или иной отраслевой принадлежности.
 
Порядок принятия административных актов:
  • Издаются в административном порядке, который отличается от законотворчества, порядка принятия судебно-следственных или конституционных актов.
  • Для административных актов не характерно:
Коллегиальное обсуждение;
Не так важен порядок принятия, как для судебно-следственных актов УПК.
Нормативные и индивидуальные акты принимаются в разном порядке.
 
Форма АГА зависит от:
  • Субъекта, принимающего акт;
  • Является ли акт нормативным или индивидуальным;
  • От требований законодательства, регулирующих принятие акта;
  • От отраслевой принадлежности, если он является административным и одновременно относится к какой либо иной отрасли права.
 
Виды ведомственных (административных) актов:
По юридическому содержанию: Нормативные, индивидуальные, смешанные, общие.
По территории действия: РФ, территория нескольких субъектов РФ; Субъект РФ; Часть территории субъекта;  Внутриорганизационные локальные
По действию во времени: бессрочные, срочные, временные
По порядку принятия: единоличные; коллегиальные; совместные; в порядке согласования.
По форме выражения: словесные, графические. 
По кругу адресатов: внутриаппаратные, внешнеаппаратные.
По форме акта: Указ, Постановление, Распоряжение, Приказ, Положение, Правила, Инструкция 
По признаку юридического качества: оспоримые, ничтожные. (Презумпция оспоримости: АА считаются законными, пока их незаконность не доказана в установленном законом порядке). Презумпция не распространяется на 2 случая:
1. Порок субъекта, когда субъект очевидно не имеет права на его издание;
2. Порок формы, когда форма акта очевидно не соответствует  предъявляемым к ней требованиям
 
Индивидуальные административные акты
Признаки индивидуальных административных актов:
  • Не содержит норм права.
  • Управленческое решение – индивидуальный акт завершает процедуру, разрешает индивидуальное дело по существу или констатирует невозможность разрешения дела по существу.
  • Юридически-властное решение и, как правило, одностороннее.
  • Является письменным документом (в большинстве случаев), графическим изображением или сигналом.
  • Адресован (как правило) индивидуально-определенному кругу лиц
  • Рассчитан (как правило) на однократное применение;
  • Порождает конкретные права и обязанности субъектов;
  • Является юридическим фактом.
Требования к индивидуальному акту:
  • Должен быть мотивирован с учетом обстоятельств дела;
  • Должен быть целесообразным и исполнимым;
  • Должен быть определенным и конкретным;
  • Форма должна соответствовать виду акта. 
Индивидуальный акт может быть изменен отменен или приостановлен:
  • Тем же органом или должностным лицом, которое его издало;
  • Вышестоящим в порядке подчиненности органом или должностным лицом
  • Судом (только отменен путем признания акта незаконным и нарушающим права и свободы полностью или в части или приостановлен о принятия решения по существу)
Если в отношении порядка издания акта отсутствует специальное регулирование вопросов его изменения или отмены, то применяться могут все варианты изменения или отмены индивидуального акта.
В отношении благоприятных для граждан и организаций актов, возможность их отмены по инициативе органа должна ограничиваться (и как правило ограничивается) 
 
Нормативный акт – акт, изданный его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом и содержащий правовые нормы (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
(Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»)
Признаки нормативного акта:
  • Всегда письменный документ;
  • Официальный документ т.е. издаваемый от имени органа, наделенного нормотворческими полномочиями;
  • Содержит предписания общего характера, рассчитанные на неоднократное применение индивидуально-неопределенным кругом лиц
Некоторые акты являются смешанными, но если есть хотя бы одна норма, то он в целом нормативный
Полное воспроизведение норм вышестоящего акта не создает нормативный акт
Индивидуальные акты могут распространяться на неопределенный круг лиц
Акт, вносящий изменения в нормативный акт – нормативный акт.
  • Должен соответствовать компетенции органа, который его издал (положение об органе)
  • Должен быть принят в установленной форме
  • Особый порядок издания (нормотворческий процесс):
Принятие решения о подготовке акта;
Подготовка проекта (сбор и анализ информации о действующих и действовавших НПА, судебной и административной практике)
Написание текста НПА;
Экспертизы проекта (обязательные и факультативные)
Стадия государственной регистрации (факультативная)
Официальное опубликование.
Разработка подзаконного нормативного акта требует прямого указания на наличие соответствующего полномочия в вышестоящем нормативном акте и (или) положении об органе
Акту должна быть придана форма, соответствующая статусу органа (постановление, приказ, распоряжение, правила, инструкция,  положение). 
Акты, изданные в ином виде (например, директивы, письма, телеграммы, указания и др.), не могут быть нормативными.
Данное требование не распространяется на наименование приложений, которые могут иметь иную форму
Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты (кроме локальных).
Подготовка проекта нормативного осуществляется одним или несколькими структурными подразделениями ФОИВ с учетом их функций и компетенции + всегда участвует юридическая служба.
Акты могут готовиться совместно несколькими органами или подлежать согласованию.
Нормы права как правило включаются в приложения, которые являются составной частью нормативного акта.
Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. 
Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию. 
Значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на главы (для административных регламентов - Разделы), которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.
Таблицы, графики, карты, схемы, бланки документов должны оформляться в виде приложений. Формулы могут включаться в текст акта или выноситься в приложения в зависимости от направленности регулирования.
Подготовленный проект нормативного правового акта до его подписания (утверждения) должен быть проверен
на соответствие законодательству Российской Федерации 
На наличие коррупциогенных факторов
русского языка 
Проекты актов подлежат размещению на официальном сайте для проведения независимых экспертиз:
  • Административных регламентов – не менее чем за 10 дней до подписания
  • Для иных актов – не менее чем за 7 дней до подписания 
Нормативные правовые акты подписываются (утверждаются) руководителем федерального органа исполнительной власти или лицом, исполняющим его обязанности.
Подписанный нормативный правовой акт должен иметь следующие реквизиты:
  1. наименование органа (органов), издавшего акт;
  2. наименование вида акта и его название;
  3. дату подписания (утверждения) акта и его номер;
  4. наименование должности и фамилию лица, подписавшего акт.
  • НПА направляется в Минюст в течение 10 дней с момента подписания
  • Государственную регистрацию НПА осуществляет Министерство юстиции РФ в течение 15 дней с момента его поступления.
  • Государственной регистрации подлежат НПА:
содержащие правовые нормы, затрагивающие гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, гарантии их осуществления, закрепленные в КРФ и иных законодательных актах РФ, механизм реализации прав, свобод и обязанностей;
устанавливающие правовой статус организаций
имеющие межведомственный характер
Государственная регистрация нормативного правового акта включает в себя:
Юридическую и антикоррупционную экспертизы;
принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта;
присвоение регистрационного номера;
занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. 
При выявлении замечаний акт возвращается в орган для их устранения. Орган в течение 10 дней издает приказ об отмене акта.
Сроки официального опубликования:
Для актов Президента РФ и Правительства РФ – 10 дней с момента их подписания
Для актов ФОИВ – 10 дней со дня регистрации в Министерстве юстиции
Источниками официального опубликования являются:
Для актов Президента и Правительства РФ  - «Российская газета», Собрании законодательства Российской Федерации.
Для актов ФОИВ – «Российская газета» Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти
Нормативные акты вступают в силу:
Акты Президента и Правительства – по истечении 7 дней после официального опубликования
Акты ФОИВ – по истечении 10 дней после официального опубликования
 

Смотрите также: Акты Правительства РФ.
Смотрите также: Система федеральных органов исполнительной власти.
Смотрите также: Федеральные министерства. Правовое положение и компетеция министерств.
Смотрите также: Федеральные службы. Правовое положение и руководство.
Смотрите также: Правовой статус органов исполнительной власти в Российской Федерации.
Смотрите также: Органы исполнительной власти в РФ.
Смотрите также: Система исполнительной власти в РФ.